Стоял июнь 2004-ого. На перрон мы высыпали еще затемно. Каждый боялся опоздать, пропустить по-настоящему эпохальное событие. Еще бы, ожидалось прибытие самого Driv3r! Третьей части знаменитого сериала, без ложной скромности обещавшей заткнуть за пояс Grand Theft Auto III. Да-да, ту GTA III, что уже несколько лет безвылазно сидит на наших жестких дисках и уходить не собирается. По крайней мере, до появления достойного конкурента... Народ пришел во всеоружии. Кто с цветами, кто с конфетами, вдалеке маячила группа с ящиком шампанского. По доброй русской традиции и водочку с еще теплым, только из печи, караваем захватили.

Минул полдень, солнце неспеша закатилось за вершины привокзальных елей, взошла луна... В этот день никто не приехал, равно как и на следующий, и через день. Но мы все равно ждали. Лето сменила осень, следом пришла зима, мы чистили перрон от снега, грели руки о кофейники, делились друг с другом сигаретами. Братья-консольщики тихо над нами посмеивались. Самые сердобольные приходили, увещевали, мол, ступайте себе с богом, ребятушки, не стоит он того. Да разве ж нас, воинственных фанатов, уговоришь? Новый Год встречали на вокзале...

Январь с февралем прошли в тягостных раздумьях. Дрогнули ряды, забродили. Отдельные несознательные граждане предлагали джойстик положить на нашего кумира, народ стал потихоньку расходиться. Но костяк выстоял! Утром солнечного мартовского дня 2005-ого уже года вдалеке раздался паровозный гудок! Ура, дождались! Правда, от цветов остались только стебли, конфеты с шампанским не пережили новогодних торжеств, а когда-то пышный каравай превратился в подошву. Водки, знамо дело, тоже не осталось, не кофе единым ведь грелись. Но мелочи все это! Главное - приехал.

Ох, как правы были братья-консольщики. Видать, не один год еще простоит GTA III на наших винчестерах. Где лоск самых ранних скриншотов? Где атмосфера первого Driver? Где хоть какая-нибудь завалящая новация в геймплее, наконец?! Впрочем, она-то как раз есть - Таннер научился плавать. И что?

Если по порядку, то дела такие. Мы вновь залезаем в шкуру знаменитого Таннера, виртуозного гонщика и матерого "фэбээровца". В первых двух частях коп зарекомендовался как первоклассный двойной агент, посему профиль его деятельности начальство решило не менять. Мы вновь внедряемся к бандитам. Сценаристам, видимо, плохо заплатили. Ребята не стали потеть в раздумьях, а просто стибрили сюжет у голливудских коллег. "Угнать за 60 секунд" помним? А вот что происходит в Driv3r. Некий засранец с толстым банковским счетом заказывает концерну угонщиков сорок экзотических авто. Операция по их добыче стартует в Майами, плавно перемещается в Ниццу (Франция) и лихо загибается в направлении Стамбула (Турция). Таннер втирается в доверие к руководителям автомобильной мафии, дабы распутать клубок до самой пузатой шишки. С последующей поимкой последней, разумеется.

На деле мы, будто известная субстанция в проруби, плаваем между миссиями по угону и миссиями по разрушению чего-либо. Вопреки обещаниям разработчиков оставить большую часть геймплея исключительно автомобильной, пешеходом Таннер выступает едва ли не чаще, чем водителем. Кажется, надо радоваться. Благо, в первом Driver в машине насиделись, до сих пор зад зудит. Увы, радоваться особо нечему. Пеший экшн Reflections в Driv3r выполнила на порядок хуже, чем RockStar в GTA III. Вроде бы все при нем: оружия - лопатой греби (пистолеты, автоматы, винтовки, дробовики, даже гранатомет имеется), главгерой в движениях не скован - прыжки и приседания, пускай неуклюжие, Таннеру по силам. Но вот не возбуждает и все тут!

Вероятно, дело в тупом, как пробка от бутылки Kadarka, AI. Я не буду ругать фараонов за косоглазие. Грешно издеваться над больными. Но вот отсутствие банального инстинкта самосохранения - нонсенс. Перестрелки протекают так: достаем ствол, неспеша подбегаем к менту, высаживаем обойму, перезарядка, щелчок, следующий! Ни спрятаться, ни отскочить стражи закона (да и любые другие противники) не догадываются. Иногда вражеский стрелок упирается винчестером в машину и тупо долбит в двери дробью, надеясь зацепить присевшего с противоположной стороны игрока - это вообще клиника. Автомобильчики, хоть и мнутся, от прямых попаданий в движок или бензобак не взрываются. Скажешь, и не должны? Дань реализму и все такое?

Тогда почему от уличного столкновения седаны 70-х годов уходят в двойное сальто-мортале? Почему на скорости порядка 40 км/ч (спидометр не предусмотрен, меряем на глаз) автомобиль входит в поворот с визгом, скрипом и заносом? Почему от столкновения со столбом на максимальной скорости лишь немного мнется капот, а шкала повреждений заполняется едва ли на десятую часть? Таких "почему" в запасе десяток, и то - не предел.

Вкусить во время сюжетной кампании драгоценную свободу большого города не получится. В худших традициях первой части игрок постоянно ограничен во времени и вынужден гнать, как угорелый. Поломаешь авто - не факт, что успеешь конфисковать другое и доехать в срок. Несомненной отрадой кампании, таким образом, остаются лишь FMV-вставки. Ролики сделаны качественно и профессионально. Ура, товарищи!

Свободная езда по улицам открытых городов предусмотрена, как и раньше, в отдельном режиме. Кроме разборок с полицейскими заняться в нем нечем. А разбираться с тупыми копами скучно. Ах, да, еще можно окрестностями полюбоваться. Игра выглядит гораздо хуже, чем на картинках годичной давности, но все же вполне приемлемо. По крайней мере, текстуры зданий и внешний вид автомобилей ушли чуть дальше GTA III. Особенно небо. Правда, не превзойти графически игру трехлетней выдержки было бы просто провалом.

А Driv3r итак слишком близок к фиаско. Он не только упустил момент, опоздал почти на год, так еще оказался на несколько порядков хуже разрекламированной в пресс-релизах конфетки. Собственно, из всех обещаний только качественные заставки оказались реализованы без нареканий. Все остальное пестрит увечьями разной степени тяжести. Даже озвучка! А ведь разработчики пригласили известных актеров: Майкла Мэдсена, Винга Реймса, Мишель Родригез, Микки Рурка. Им, как и сценаристам, тоже, похоже, не доплатили. Звезды откровенно схалтурили, из-за чего в их персонажах не чувствуется ни грамма жизни.

Если вы желаете приятно провести время за мото-, авто- или лодочной ездой по большом городу - возьмите GTA III в комплекте с GTA III: Vice City. В качестве бонуса вы еще и самолеты с вертолетами получите, ибо в Driv3r летать не на чем. Ну а мы - в аэропорт. Полетим в далекую Америку уговаривать RockStar сделать GTA IV для PC. Авось не откажет. И не обманет...