В этом городе день,
"Города нужно строить в деревне, где воздух
гораздо лучше" - Рене Декарт

Только сейчас, спустя три минуты, после того, как ваш покорный нажал на кнопочку "Выход" в меню Medieval Lords: Build, Defend, Expand (В России - "Властители Средневековья") я наконец-то начинаю понимать, насколько увлекательной может быть эта, в принципе, обычная градостроительная стратегия. От нее зачастую просто невозможно оторваться. И тут дело даже не в графике, котрая оставляет довольно положительные, но не незабываемые впечатления, и уж тем более не в новациях - их тут раз, два и обчелся. Причина в... стоп, я не знаю в чем причина. Вот не знаю, и все. Подобных проектов игровая индустрия видела не раз и не два, все заезжено до нельзя, а играть чертовски интересно, не смотря ни на что. А непосмотреть есть на что - бешеная, не всегда адекватно поддающаяся контролю, камера, периодические полеты в Windows, довольно посредственная локализация. Что ж, даже у "Цивилизации" полно проблем - а люди заигрываются так, что на них потом смотреть страшно - от усталости дрожат руки, а под глазами непременные синяки настоящего геймера. C Medieval Lords почти аналогичная ситуация, только уровнем чуть пониже.

Medieval Lords - дебют Monte Cristo в жанре средневековых игр. Чем же они занимались ранее? Ну, например, клонами "Блицкрига" (Desert Rats vs Afrika Corps, D-Day), симуляторами пожарника, офисной жизни. Большинство игр, выпущенных или разработанных этой фирмой - "бюджетные" игрушки, преимущественно стратегии. Можно ли назвать Medieval Lords "бюджетной" стратегией? Не думаю. Во-первых, издательством занималась вполне себе уважаемая фирма Digital Gesters (в России - не менее уважаемая "", во-вторых, посмотрите на скриншоты, разве такое реально было создать за 50000$?

Вот то, что мне однозначно нравится в Medieval Lords - так это визуальное оформление. Я не имею в виду полигоны с текстурами - с этим тут все обычно для подобных игр, а вот что действительно прельщает - стиль. Домики выполнены очень аккуратненько, возникает даже ощущение, что разработчики специально в целях достоверности своей игры ездили в Средние века. И, по правде говоря, вашему пок. после Medieval Lords жуть как захотелось побывать в подобном местечке. Еще бы - живешь в красивом деревянном домике, под боком колодец, тихо, мирно, а пройдешь метров двести - и кузнец с плотником в своих уютных жилищах-мастерских. Красота. Только чур в губернаторы кого-нибудь нормального выберите, ладно? А то знаем мы тут автора этих строк... Маньяк!

Звук тоже ничего. Не сказать, чтобы мелодии сильно запоминались, но выполнены они довольно качественно и в тему игры. Что еще радует в этом плане - смена мотивчиков в зависимости от текущей ситуации.

Уделим пару слов реализации технической части. Системные требования достаточно демократичны для трехмерной стратегии - 1 Ггц процессора и видеокарты в 64 МБ должно хватить. Оно и неудивительно - в Европе игра вышла еще в прошлом году и только совсем недавно посетила российский рынок. К слову сказать, посещение это гладким не назовешь - локализация не очень. Но об этом попозже. А что касается полигонов с текстурами - то все выполнено в принципе достойно, придраться почти не к чему. Единственно не понравилось то, что камеру нельзя приблизить до самой земли, как, например в Ground Control 2. Приходится смотреть с высоты птичего помета, не долетевшего до земли метров сорок.

Основа Medieval Lords - строительство и не что иное. Вы на название не смотрите, если бы у наших локализаторов было чувство юмора, то мы бы имели дело с игрой "Властители Средневековья: Строить, Строить и еще раз Строить". А строить, кстати, интересно. Хотя и анимировано это дело более чем скупо - далеко до последних The Settlers, главное ведь не процесс, а результат, который лично мне оч-чень нравится. Вполне реально создать средневековый город своей мечты, если вам это, конечно, не удавалось ранее в других играх. А, скорее всего, что не удавалось - ведь тут в полном порядке все - и графика, и возможности по строительству, в отличие от большинства конкурентов.

Ну, раз уж речь зашла о строительстве, грех не упомянуть и военную составляющую. Понимаете, фигня. Ни о каком подражании Stronghold (построил город - иии в бой!) речи не идет. Примитивизм полнейший. Юнитов всего два вида - пехота и кавалерия, а наше участие в сражениях сведено к минимуму - в большинстве случаев AI все делает за нас. Только мы еще катапульты иногда строим прямо на поле боя.

А чтобы враги боялись даже близко подплыть к нашему городу, совсем не лишним будет организовать ему надежную оборону - построить крепость, заборы, нанять солдат побольше... Но это, конечно, лучше делать уже после того, как обеспечили город едой и водой.

Помимо прочего, мы должны заботится и о довольстве жителей. Так, если вы, допустим, не сможете обеспечить горожан достойным количеством пищи, то они, или забастуют, или просто все повыезжают из города. А это тоже чревато - уменьшится приток финансов, основной источник которых - как раз налоги. Кстати, налоги можно устанавливать по собственному желанию - от "очень низких" до "очень высоких". Это, конечно, здорово, но лично у меня почти все время стоял просто "высокий" уровень налогообложения - тут жители еще не очень протестуют, а деньжат капает не так уж мало.

Присутствует и редактор карт, что не может не радовать. Реализован он довольно удобно и работает быстро. А потом еще есть возможность и поиграть на созданных картах, обнаружив их в меню "Сценарии". Но лично мне созданная собственными руками карта понравилась не очень. В отличие от разработчиковых - очень красивый и грамотный дизайн.

Если сама игра производит вполне неплохое впечатление, то локализация однозначно подкачала. Мало того, что шрифты очень мелкие и плохо читаются, так еще и грамматических ошибок полно. Nikita - совсем не та студия, которой нужно поручать локализацию. Никита Скрипкин и Co делают просто гениальные игры, можно сказать, шедевры (Parkan 2 не в счет), но жадничают нанять нормального корректора, обходясь услугами встроенного спеллчекера из Microsoft Word. Не знаю, как происходит на самом деле, но впечатление именно такое. А о литературных талантах и говорить нечего - вы же еще не забыли "Планета 1", "Планета 2" из второго Parkan-а? Ну что ж, пускай так. Все равно Medieval Lords от корявого перевода хуже становятся не на много. А вот отсутствия файла readme прощать не хочется - даже "Медиа-2000" себе такого не позволяет.

Хотя частичным оправданием отсутствия хотя бы "Справки" можно назвать довольно понятный обучающий режим. Нажав на соответствующую кнопочку в меню игры, вас сразу спросят, чему желаете обучится - владению интерфейсом, строительству, обороне, защите и т.д. Только особого смысла проходить тутотриал я не вижу - разобраться в игре не составит труда любому, кто хоть раз играл в игры наподобие SimCity.

Подводя итоги, можно сказать, что Medieval Lords - игра интересная, но не шедевр. Не щедевр хотя бы потому, что разработчики не стали утруждать себя созданием нормального боевого режима, а ограничились каким-то примитивом. Или потому, что играть в творение Monte Cristo нельзя целые сутки напролет в течение многих лет - это ж, по большому счету, всего лишь тайкун, пусть и красивый. Но попробовать однозначно стоит - слишком уж редко появляются такие милые, избавленные от лишней шелухи стратегии. А уж чтоб про средневековье - на моей памяти впервые в современной истории вышло что-то дельное в градостроительном жанре.